О
дыхании
В жизни каждого человека дыхательный аппарат играет важную роль.
Он выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление
газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
Очень часто, нарушение речевого
дыхания встречается у детей с ДЦП, у ослабленных детей, у детей с хроническими
заболеваниями.
Дети,
имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в
произнесении длинных фраз. Очень часто нарушается плавность речи, так как дети
на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Одним
из основных направлений, важным для коррекции, считается выработка воздушной
струи, которая является источником образования звуков речи.
Внимание
·
Все дыхательные упражнения выполняются в
хорошо проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
·
Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит,
взрослый может придерживать их пальцами.)
·
Все дыхательные упражнения выполняются
дозировано. Ребенок дует не более 3 – 5 раз за один прием.
·
Дыхательные упражнения выполняются от 30
сек. до полутора минут.
«Бабочка»
Полети на облачко,
Там
твои детки –
На березовой ветке!
«Футбол»
Вытянуть губы трубочкой и с
силой подуть на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота»
(между двумя кубиками).
«Кораблики»
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
Наполните
таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу,
например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше
уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от
«киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Вертушка»
Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается, Детишкам очень нравится!
Длительно произноситьзвукосочета-ние
«ФУУУУУУ».
«Волшебные
пузырьки»
Взял
соломку Игорёк,
Надул
мыльный пузырёк.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями.
Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него
не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы,
направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не
попали в него.
«Одуванчик»
«Одуванчик»
Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик
Вытянуть губы вперед
трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
«Снег»
Снег, снег кружится,
Белая
вся улица!
Собралися
мы в кружок,
Завертелись
как снежок.
Ребенку
предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить
обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка
вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Буль-бульки»
Возьмите два
пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев,
а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в
"буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,
где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды -
можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы
не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно,
много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов.
Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку
подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Литература:
1. Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут
в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на
свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. –
СПб, 2004. – 80с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий