суббота, 22 апреля 2017 г.

О дыхании
    В жизни каждого человека дыхательный аппарат играет важную роль. Он выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
       Очень часто, нарушение речевого дыхания встречается у детей с ДЦП, у ослабленных детей, у детей с хроническими заболеваниями.
    Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Очень часто нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух.
    Одним из основных направлений, важным для коррекции, считается выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи.

Внимание
·          Все дыхательные упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
·          Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
·          Все дыхательные упражнения выполняются дозировано. Ребенок дует не более 3 – 5 раз за один прием.
·          Дыхательные упражнения выполняются от 30 сек. до полутора минут.
                            
«Бабочка»
           Бабочка-коробочка,
        Полети на облачко,
        Там твои детки –
        На березовой ветке!
Ребенок держит бабочку из картона за ниточку так, чтобы та находилась напротив рта, делает спокойный вдох и плавный выдох.

«Футбол»
Вытянуть губы трубочкой и с силой            подуть на ватный  ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя кубиками).
  
 «Кораблики»
По волнам корабль плывёт.              
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай                    
И кораблик опускай.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

  «Вертушка»
       Дуют дети на вертушку
      Очень славная игрушка!
      Крутится, вращается, Детишкам очень нравится!
    Длительно произноситьзвукосочета-ние «ФУУУУУУ».

  «Волшебные пузырьки»
        Взял соломку Игорёк,               
        Надул мыльный пузырёк.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями.
Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

  «Одуванчик»
     Ветер дул на одуванчик —
    Разлетелся сарафанчик
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

   «Снег»
 Снег, снег кружится,
 Белая вся улица!
 Собралися мы в кружок,
 Завертелись как снежок.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

   «Буль-бульки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

Литература:
1.       Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2.       Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3.       Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.
4.       Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий