Артикуляционная гимнастика
Целью артикуляционной гимнастики
является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для
правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ,
мягкого нёба.
Определённые целенаправленные упражнения
помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению
нужных звуков.
Требования,
которые предъявляются к проведению
артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и
правой половины языка в выполнении движений и т.д.
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны
для ребёнка.
2. На одном занятии не следует давать
больше двух – трёх упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить
лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
4. Все упражнения надо выполнять
естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются,
пальцы рук не напряжены и не двигаются).
5. Некоторые упражнения выполняются под
счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась
устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
6. У ребёнка не всегда может сразу всё
хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В
таком случае педагоги не должны фиксировать внимание ребенка на том, что не
получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному
материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось. Выполнять все
упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны логопедом.
Упражнения
для губ:
1.
«Улыбка».
Сильное растягивание сомкнутых губ, зубы
при этом сомкнуты.
2.
«Трубочка».
Вытягивание несомкнутых губ вперед, зубы сомкнуты.
3.
«Заборчик».
Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы, произнося
про себя звук «И».
Упражнения
для языка:
1. «Лопатка».
Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
2. Чередование
широкого и узкого языка.
3. «Чищу
зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
4. «Вкусное
варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
5. «Качели». Широкий кончик зыка поднять на
верхние зубы, опустить на нижние зубы; Широкий кончик языка поднять на верхнюю
губу, опустить на нижнюю губу; Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же –
за нижние зубы;
6. «Желобок» («Трубочка»). Высунуть широкий язык,
боковые края загнуты вверх.
7. «Чашечка».
Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
8. «Грибок».
Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним
альвеолам. Широко открыть рот.
9.
«Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, язык с большой силой присосать к небу. Не отрывая
язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Каждый
раз рот открывать все шире, дольше удерживать язык в верхнем положении.
Литература:
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб, 2004.
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб, 2004.
Комментариев нет:
Отправить комментарий