среда, 15 ноября 2017 г.

Артикуляционная гимнастика
 Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
        Определённые целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.
Требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений и т.д.
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
2.  На одном занятии не следует давать больше двух – трёх упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
5. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
6. У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае педагоги не должны фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны логопедом.
Упражнения для губ:
1.    «Улыбка». Сильное растягивание  сомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты.
2.    «Трубочка». Вытягивание несомкнутых губ вперед, зубы сомкнуты.                                            
3.    «Заборчик». Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы, произнося про себя звук «И».
Упражнения для языка:
1. «Лопатка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
2. Чередование широкого и узкого языка.
3. «Чищу зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
4. «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
5. «Качели». Широкий кончик зыка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы; Широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же – за нижние зубы;
6. «Желобок» («Трубочка»). Высунуть широкий язык, боковые края загнуты вверх.
7. «Чашечка». Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
8. «Грибок». Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Широко открыть рот.
9.                «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, язык с большой силой присосать к небу. Не отрывая язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Каждый раз рот открывать все шире, дольше удерживать язык в верхнем положении.

Литература:
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб, 2004.





Комментариев нет:

Отправить комментарий