воскресенье, 20 марта 2016 г.

«Ни дня без загадки»

    Загадки - неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку – «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых «два конца, два кольца, посередине гвоздик». К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания загадкам - этим «развивалкам» детского ума, а иногда и вообще забывают об их существовании. А ведь для этого не нужно ни специальных знаний, ни большого количества времени. Отгадывать с малышом загадки можно прямо на ходу, во время прогулки или по дороге в детский сад.
      На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок - всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка - это маленькое произведение искусства. Она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.
        Малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые не знакомы ребенку. Очень важно пояснить малышу их значение. И это тоже очень поможет пополнить детский словарный запас.
     Большинство загадок строятся на метафоре, скрытом сравнении. Не всегда взрослый человек, а тем более ребенок может отгадать народную загадку, но если мы немного подскажем малышу, поможем понять иносказание, он сможет справиться с любой загадкой. А потом обязательно обсудите загадку. Например, что это за «красное коромысло», которое «через реку повисло». Очень вероятно, что сначала придется объяснить ребенку, что такое это самое коромысло. Почему оно красное? Потому, что «красное» - значит «красивое». А разве радуга не хороша? А почему радугу сравнивают с коромыслом? Чем больше народных загадок вы будете разгадывать вместе с ребенком, тем богаче будет его речь, шире словарный запас. Будет здорово, если у вас в запасе найдется несколько загадок об окружающем мире, которые вы загадаете малышу в подходящий момент. Например, гуляете вы в дождь. Имеет смысл, вспомнить загадку об этом природном явлении: «Шел, долговяз, в сыру землю увяз». Когда отгадка вот она, перед глазами - и ответ найти проще. И тут же можно сравнить настоящий дождик с тем самым загадочным «долговязом». Почему в «землю увяз»? А заснеженная лесная полянка поможет отгадать такую загадку: «Скатерть бела, весь свет одела». Что это за скатерть? Конечно, снег. Но ведь есть загадки не только о явлениях природы. Готовя вместе с малышом обед, вспомните загадки об овощах и фруктах, о посуде и мебели. Летом в деревне  уместно разгадывать загадки о домашних животных, а на прогулке в зоопарке - о животных диких. А как интересны и познавательны загадки о профессиях, о самом себе, о частях человеческого тела! Подобные игры подведут малыша к важному выводу: весь мир вокруг нас может стать загадкой. И о любом предмете или явлении можно сочинить и свою собственную загадку.
      Предлагая малышу народные загадки, начните с самых простых.

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)
Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает - тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Конь бежит - земля дрожит. (Гром)
Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся. (Дождь)
Четыре братца под одной шляпой. (Стол)
Между двух светил я в середине один. (Нос)
     
  Очень любимы малышами и загадки - рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким «отгадывальщикам» - загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.
   
   Апельсины и бананы очень любят... (обезьяны)
   У меня пропал носок, утащил его... (щенок)
   В реке большая драка: поссорились два... (рака)
   Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это... (дом)
   Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка... (рысь)
   Подставив солнышку бочок, лежит на грядке... (кабачок)
   Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - ... (жираф)
   
Для детей постарше и загадки подбираем чуть посложнее:
   
   Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
   Скромный полевой цветок, синеглазый... (василек)
 «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» - И покраснела... (божья коровка)
   Не колючий, светло - синий, по кустам развешан... (иней)
   Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
   Что это за диво? Это же... (крапива)
     
После того, как ребенок будет легко отгадывать загадки - рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки - обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму - получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется... Так и хочется добавить «черепаха», правда? Вероятнее всего так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись «быстрее всех»? Конечно, нет. Правильная отгадка - заяц. Подобные загадки учат ребенка думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Давайте попробуем отгадать еще несколько таких веселых загадок.
   
   С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает... (обезьяна)
   Кто любит по ветвям носиться? конечно рыжая... (белка)
   Дочерей и сыновей учит хрюкать... (свинья)
   Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый... (медведь)
   Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый... (медведь)
   На заборе поутру кукарекал... (петух)
   Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем... (павлин)
   В теплой лужице своей громко квакал... (лягушка)
   В чаще, голову задрав, воет с голоду... (волк)
   По сосне, как в барабан, застучал в лесу... (дятел)
   Все преграды одолев, бьет копытом верный... (конь)
   Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. (собаку)
     
Дети дошкольного возраста любят не только отгадывать загадки, но загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно ребенку захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий